Партнеры проекта


105 лет со дня рождения Абрама Пейсаховича Мильчина, известного дальневосточного скульптора

Изменило судьбу будущего скульптора знакомство с Эммануилом Казакевичем. Казакевич помог художнику-самоучке устроиться на работу в отдел иллюстраций газеты «Биробиджанер штерн» и в январе 1935 г. он был приглашён в Биробиджанский театр на должность художника-исполнителя.
В 1937 г. областной отдел народного образования направил Мильчина в Москву – учиться на скульптурном отделении Всесоюзной образцовой изостудии ВЦСПС. Первым педагогом и наставником была Вера Мухина. Когда в 1939 году студию закрыли, Вера Игнатьевна приняла участие в судьбе Мильчина и не допустила, чтобы он без образования вернулся домой. Немало ей пришлось похлопотать, чтобы Абрама без документов о среднем образовании приняли в Институт изобразительных искусств.
Закончить институт помешала война. Студент А. Мильчин записался в народное ополчение, а потом красноармейцем ушёл на фронт. С 1942 г. он воевал на различных фронтах. Был тяжело ранен, контужен, временно терял память, однако возвращался в строй. В своих воспоминаниях А. П. Мильчин пишет: «Наконец-то в мае 1942 года по моей убедительной просьбе меня берут на фронт, узнав, что я рисую, пристроили художником в клуб, но оттуда я улизнул».
Мильчин попал в 921 артиллерийский полк. Первое крещение получил уже в сентябре 1942 года: «Меня похоронило авиабомбой. В последний миг увидел стены института... Я был сильно зажат, товарищи откопали, вылили воды на голову, дотащили до блиндажа. Проспал сутки, на следующие очнулся от команды: «По местам!» В составе действующей армии Мильчин дошёл до Данцига.
В декабре 1945 г. демобилизовался и вернулся в институт, но состояние здоровья не позволило продолжать обучение. Награждён орденом Отечественной войны I степени, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги».
Летом 1946 г. по вызову уехал в Биробиджан. Снова работал художником в еврейском театре и газете «Биробиджанер штерн». В это же время Абрам Пейсахович познакомился и со своей будущей женой, молодой учительницей русского языка и литературы Ниной Герцвольф.
И все же стезя художника не стала главным признанием Абрама Мильчина. Он выполнял скульптурные портреты прославленных жителей автономии, для областной библиотеки отливал рельефы еврейских писателей. Барельеф еврейского прозаика Шолом-Алейхема и сейчас висит на первом этаже областной научной библиотеки.
Была у ваятеля заветная мечта – установить в Биробиджане памятник Шолом-Алейхему. Эскиз памятника он представил на краевой художественной выставке в 1947 г. и получил высокую оценку зрителей и художников-профессионалов. К работе над образом памятника скульптор возвращался неоднократно, но увидеть памятник Шолом-Алейхему на одной из улиц города, ему так и не пришлось.
С 1947 года Абрам Пейсахович Мильчин - участник всесоюзных, республиканских, зональных, краевых выставок.
В 1947 г., по приглашению Хабаровского отделения Союза художников Мильчин переезжает в Хабаровск. В Хабаровске он сразу же стал ведущим скульптором края.
Мильчин был первым из дальневосточных художников, участвовавших во Всесоюзной выставке в Москве. Метровая фигура Ерофея Хабарова, которую Мильчин привёз в столицу, была приобретена Государственной закупочной комиссией. Это было крупным признанием таланта дальневосточного скульптора.
Скульптура «Семен Дежнев», большая творческая удача, демонстрировалась на Всесоюзной выставке 1950 года в Москве. В 1952 году на республиканской выставке в Москве экспонировались скульптурные портреты Сергея Лазо, ученого мичуринца-садовода А. М. Лукашова.
В 1955 году на краевой выставке в Хабаровске был представлен ныне знаменитый проект памятника землепроходцу Е. П. Хабарову. Со слов Мильчина, он создавал образ из двух составляющих: Хабаров – воин и Хабаров – хозяин. Но, прежде всего, Хабаров - человек, пришедший на Дальний Восток с государственными намерениями, о чём свидетельствует свиток в руках первопроходца.
К 100-летнему юбилею Хабаровска было принято решение установить в городе памятник первопроходцу, положив в основу получившую признание скульптуру. Пять лет Мильчин работал непосредственно над памятником.
29 мая 1958 года в связи со столетием со дня основания Хабаровска на привокзальной площади города был установлен монумент русскому землепроходцу Ерофею Павловичу Хабарову. Из письма писателя С. Боржеса, адресованного художнику: «Поколения будут с любовью вспоминать имя скульптора, создателя такого произведения искусства. Поэтому я горд, что Вы, товарищ Мильчин, создали памятник Хабарову».
С 1958 по 1995 год на памятнике не было указано имя автора, памятник был словно «безымянным». Самого Мильчина это сильно угнетало. Он щепетильно относился к вопросу соблюдения своих авторских прав. Когда в Хабаровске выходили различные красочные фотоальбомы, посвящённые очередным юбилеям города, составители часто помещали фотографию памятника Хабарову без указания автора. Мильчин реагировал на это болезненно, писал заявления в различные инстанции, пытался добиться справедливости. Ему вообще очень часто приходилось отстаивать свои законные права, бороться с различными мошенниками, которые различными незаконными путями присваивали себе те деньги, которые Мильчин заработал своим трудом. И лишь в 1995 г. руководители города решили восстановить историческую справедливость и установили на памятнике Хабарову табличку с указанием автора памятника.
В творчестве Мильчина были и другие, менее значимые работы. Он изготовил бюсты селекционеров Лукашова и Шуранова, Дерсу Узалы, Сергея Лазо. В Уссурийске установлен его памятник Зое Космодемьянской, памятник Ленину в с. Амурзет ЕАО, в посёлке Гвасюки - памятник удыгейскому писателю Джанси Кимонко, в посёлке Провидение на Чукотке – Дежневу. Выполненный им бюст Блюхера вошёл в мемориал на Волочаевской сопке, в настоящее время этот бюст стоит на ст. Волочаевка. Последняя его работа это памятник еврейскому писателю Бузи Миллеру установлен на его могиле в г. Биробиджане.
У нас в области сохранилось несколько работ нашего земляка. Кроме барельефа Шолом-Алейхему, известны еще памятник Ленину в посёлке Смидович и в селе Ленинском, бюст Василия Блюхера на Волочаевской сопке.
В 1995 году на доме к г. Хабаровске, где жил ваятель в 1959-1994 гг., установлена мемориальная доска. В Государственном архиве Хабаровского края хранится личный фонд А. П. Мильчина. Фонд очень богатый и информативный: в нём хранятся фотографии Мильчина, фотоснимки его творческих работ, письма скульптора, рукописные воспоминания о Великой Отечественной войне. Документы и фотографии скульптора на хранение в архив передала его вдова Нина Лазаревна Герцвольф в 1996 г.
Из хабаровских скульпторов, А. П. Мильчин, единственный, кто прошёл профессиональную школу известного скульптора Веры Игнатьевны Мухиной. Она называла его «скульптором от Бога».
Несмотря на признание мастерства скульптора, он оставался безвестным автором самых известных работ в России.
Умер Абрам Пейсахович Мильчин 11 октября 1994 г. похоронен на центральном кладбище Хабаровска. На памятнике высечены слова из его записной книжки: «...Ничего я в землю не унес, что на земле живым принадлежало...».

Яндекс.Метрика