Развитие еврейской культуры в Еврейской автономной области
В 2014 году Еврейская автономная область отмечает свой 80-летний юбилей. Абсолютное большинство журналистов, бизнесменов и общественных деятелей, туристов, приезжающих к нам область отмечает, что ЕАО – это самобытный субъект РФ, где созданы условия для развития экономики и культуры проживающих здесь людей разных национальностей, в том числе, естественно еврейской.

Культура является важным показателем этнической принадлежности людей. Прежде всего – это привычные стереотипы поведения, жизненные ценности и мотивы социальной активности. Это - праздники, которые они отмечают, традиции, которым следуют. Это - религиозные верования, которых они придерживаются, обряды, которые выполняют, заповеди, которым следуют. Это - язык, на котором люди говорят в своей семье, которому они учат своих детей. Это - книги, на которых они выросли, пресса, которую они читают, радио- и телепередачи, которые они постоянно слушают и смотрят.

Анализируя состояние еврейской культуры в Еврейской автономной области за прошедшее время, можно с уверенностью сказать, что пиком ее развития стали годы становления области, а именно тридцатые годы ХХ века.

Биробиджанский проект нашел горячего сторонника в лице М. Калинина, председателя ВЦИКа. В 1926 г. в речи на съезде ОЗЕТа он заявил: «Перед еврейским народом стоит большая задача – сохранить свою национальность, а для этого нужно превратить значительную часть еврейского населения в оседлое крестьянское земледельческое компактное население, измеряемое, по крайней мере, сотнями тысяч. Только при таких условиях еврейская масса может надеяться на дальнейшее существование своей национальности». На приеме, данном представителям рабочих Москвы и еврейской прессы в мае 1934 года, Калинин сказал, что создание еврейского территориального центра в Биробиджане является единственным путем нормализации национального статуса евреев Советского Союза и что в течение одного десятилетия Биробиджан станет наиболее важным и возможно единственным оплотом национальной еврейской социалистической культуры. [9, с.447]

Сюда, в край бывшей сплошной неграмотности, стали переселяться представители народа, имеющего довольно высокий уровень культурного развития. В условиях постоянного гонения и преследования, когда евреям запрещалось работать на промышленных предприятиях и на земле, приобщение к культуре использовалось ими как способ выживания и отстаивания человеческого достоинства. С началом еврейской колонизации, многое было сделано, чтобы придать Биробиджану еврейский облик. Были основаны еврейские колхозы и сельсоветы. Евреи занимали руководящие посты в области. В 1930 И. Левин, работник партийного аппарата Белоруссии и секретариата ОЗЕТа, был назначен первым секретарем Биробиджанского райкома. После учреждения ЕАО в 1934 г. еврей Матвей Хавкин стал первым секретарем обкома партии, а И. Либерберг, директор Института еврейской пролетарской культуры при украинской Академии наук – председателем облисполкома. [9, с.447]

Переселенцы-евреи, приехавшие в Биробиджан, говорили на идиш. Язык идиш был разговорным языком еврейских местечек из которых переселялись евреи, поэтому люди не испытывали от его распространения никакого неудобства. Было принято несколько решений об употреблении идиш как официального языка в области, наравне с русским. [2]

Постановлением №15 от 15 сентября 1935 г. «О переводе работы государственных и хозяйственных учреждений и организаций ЕАО на еврейский язык» принято решение:
1. Немедленно перевести на еврейский язык делопроизводство, отчетность и всю работу.
2. Для обучения организовать при газете «Биробиджан Штерн» курсы бухгалтеров, счетоводов, секретарей.
3.В обязательном порядке публикации всех изданий, вывески, надписи вести на еврейском языке, а также всякого рода совещания, постановления, приказы. Обеспечить работу справочных бюро (на вокзале) на еврейском языке. [6]
К идишу проявляло интерес не только еврейское население области, но и все ее жители. Были организованы трехмесячные и четырехмесячные курсы для тех, кто плохо владеет еврейским языком, и восьми и двенадцатимесячные курсы для тех, кто вообще не владеет языком.

В общеобразовательных школах также велось обучение языку. В 1936 г. на территории области действовало 86 школ, из которых 12 были национальные еврейские школы, 10 корейские и 64 русские школы. Педагогические кадры для национального района готовит Биробиджанский педагогический техникум, который был открыт в 1932 г., здесь было 2 отделения – русское и еврейское. В 1938 г. Биробиджанской типографией был выпущен первый букварь на идиш. 4 января 1935 г. вышла в эфир первая радиопередача длительностью 30 минут. В этот вечер биробиджанцы услышали первый концерт певицы Гольдиной, и отрывок из повести «Биробиджан», который прочел в эфире артист Иосиф Гросс. С 1 января 1936 года радиовещание стало ежедневным. Еврейский язык, как и русский, был в области основным языком. Уже в 1936 г. в области вся документация в государственных учреждениях переводилась на еврейский язык. Об этом говорят хранящиеся в музее документы на двух языках: листовки, членские билеты, справки.

С 1930 г. издаются газеты «Биробиджан Штерн» и «Биробиджанская звезда», которые стали центрами создания национальной литературы. 
Писатели, которые ехали строить Биро-Биджан, творили на идише, и были очень популярны среди жителей области. С ними устраивали встречи, знакомились с их произведениями. Одним из первых сюда приезжает молодой Эммануил Казакевич. «Только там (в Биро-Биджане) мы можем расправить крылья» - уверенно говорил он своим друзьям. Что стояло за этим? Разумеется идея создания советской еврейской литературы на идише!

Через 1,5 года после Эммануила в Биробиджан приезжает его семья – мать и отец, который был бесценным кадром для молодой области. Генрих Казакевич возглавляет газету «Биробиджан Штерн», и его сын Эммануил начал регулярно печатать свои произведения – все больше стихи на идише. В первом изданном в Биробиджане сборнике стихов «Биробиджанстрой», изданном в 1932 г. тиражом 3000 экземпляров, ощущался необычный стиль поэта, преобладали емкие и глубокие гражданственные мотивы. Экземпляр сборника представлен в экспозиции краеведческого музея в зале образования ЕАО.

В 1934 году в Биро-Биджан приезжает поэтесса Люба Вассерман. Ее выслали из Палестины за участие в революционном движении. 40 лет прожила она в Биробиджане. Работала в областной научной библиотеке имени Шолом-Алейхема заведующей отделом литературы на идиш, редактором художественного вещания на еврейском языке областного радиокомитета. Ее стихи, рассказы, очерки печатались на страницах областных газет, позднее в журналах «Дальний Восток», «Октябрь», «Советиш Геймлад» (Советская Родина).
В 1936 г. приезжают в Биро-Биджан И.Рабин, Н. Вайнгойз, И. Фефер, Л. Резник, И. Харик, Я. Бронштейн. Помимо привлечения уже известных мастеров слова, руководство области ставило задачу растить местные творческие кадры. В постановлении бюро обкома от 14 декабря 1935 г. «О работе с молодыми писателями Биробиджана» говорилось о биробиджанском кружке молодых, даровитых писателей, ведущих значительную творческую работу на материале ЕАО. Для организации работы с молодыми писателями было принято решение выделить помещение и средства. И в 1937 г. в Биробиджане была организована студия молодых писателей. 

Своеобразной кузницей литературных кадров стал журнал на идише «Форпост», вокруг которого формировалась и развивалась культурная среда ЕАО. Первый номер журнала вышел в свет 7 мая 1936 года, отпечатан в Москве в издательстве «Дер Эмес». Впрочем, первые номера журнала издавались там же из-за слабой полиграфической базы области. Но уже в 1938 журнал начал издаваться в Биробиджане форматом 5-6 печатных листов с периодичностью 6 номеров в год. Уже после выхода 3 номера журнала «Форпост» к 10-летию Биро-Биджана его признали лучшим еврейским художественным и общественно-политическим журналом в СССР. В нем печатались Бузи Миллер, Григорий Рабинков, Сальвадор Борджес, Люба Вассерман, Арон Вергелис, Исаак Бронфман, а также московские и киевские авторы.

Разделы журнала свидетельствовали о многообразии литературных форм, которыми пользовались авторы. В каждом номере были представлены проза, поэзия, драматургия, здесь были разделы «Публицистика», «Из литературного наследства» о литературной классике, «Критика и библиография», «Театр и искусство», «По нашей области», «Хроника культурной жизни» [8, с.82]
«Необходимо обеспечить внедрение еврейского языка и развитие еврейской пролетарской культуры, подняв на высшую ступень культурную жизнь области среди всех национальностей с помощью еврейского государственного театра». [7]. И театр был создан.
В 1932 году группа студентов театрального училища при Московском государственном еврейском театре, занимавшаяся на курсе народного артиста СССР С.М. Михоэлса, заявила о своем желании после окончания учебы поехать на Дальний Восток, чтобы создать в молодой Еврейской области национальный театр. Эммануил Генрихович Казакевич был утвержден Далькрайисполкомом на должность директора ГОСЕТа, художественным руководителем театра был назначен талантливый режиссер Марк Аронович Рубинштейн. В составе труппы Михаил Израилевич и Сарра Львовна Фридман, Яков Владимирович Абрамович, Моисей Ефимович Желковер, супруги Койфман и многие другие. [1]

ГОСЕТ стал центром культурной жизни молодой области. Театр держал курс на создание спектаклей, показывающих положительные образы национальных героев прошлого и настоящего: «Уриэль Акоста» Карла Гуцкова, «Тевье-молочник» Шолом-Алейхема, «Пир» Переца Маркиша.

К 1938-му году с творчеством театра познакомились зрители Хабаровска, Владивостока. Новосибирска, Иркутска. В 1939 году театр гастролировал на Украине, в 1941 г. в Комсомольске-на-Амуре. [1]

14 лет проработал в Биробиджанском ГОСЕТе Ефим Львович Гельфанд, поставил 21 спектакль, среди них есть особенно памятные, ставшие в свое время событием в жизни еврейской области.
Широкое развитие в автономии получило звуковое кино, в 1938 г. в городе был построен кинотеатр «Биробиджан».

Постановление Президиума ЦИК от 28 августа 1936 г. «О Советском хозяйственном и культурном строительстве области» констатировало, что «Еврейская автономная область становится центром советской национальной еврейской культуры всего трудящегося еврейского населения. Имеются значительные достижения в области строительства еврейских школ, техникумов и различных культурно-просветительских и бытовых учреждений, создаются национальные кадры литераторов, писателей, художников и артистов». В этих словах нет большого преувеличения.
Наступил трагический, страшный для всей страны 1937год. Репрессии не обошли стороной молодую и начинавшую вставать на ноги Еврейскую Автономную область. В результате «Сталинской чистки» экономика, национальная культура области не только были отброшены на десятки лет назад, но и поставлен под вопрос Биробиджанский эксперимент. Репрессии задели все живое, все самое прогрессивное и творческое, что с таким трудом зарождалось на этой территории благодаря фанатическому энтузиазму тысяч и тысяч людей.

Репрессии коснулись Биробиджанского ГОСЕТа имени Л.М. Кагановича. В 1937 году арестован и осужден на 10 лет лагерей директор театра Натан Израилевич Корман. Именно он ратовал за постановку спектаклей по классике еврейской литературы. Как польский шпион был арестован и расстрелян заменивший Кормана в июле 1938 г. Натан Григорьевич Вайнгауз. Из области уезжают известный еврейский писатель Давид Рафаилович Бергельсон, поэты Лев Моисеевич Квитко, Перец Давидович Маркиш. Покидает ЕАО предупрежденный об аресте Эммануил Казакевич. Молодые писатели и поэты области имели свой взгляд на литературу, творили без какой-либо оглядки на вышестоящие органы, что вызывало неудовольствие у власть предержащих. Уже тогда на многих литераторов были заведены соответствующими органами досье, которые впоследствии, в конце 40-х – начале 50-х годов, будут использованы в качестве обвинения в «антисоветизме» и «буржуазном национализме». [5, с.110]

В конце 1930-х годов увяла еврейская областная газета «Биробиджанер Штерн». В годы репрессий редакция потеряла свои лучшие кадры, а восполнить их за короткий срок не смогла. Были арестованы и расстреляны редактор газеты Сухер Ицкович Гольденберг, заменивший его на этом посту Марк Соломонович Бирман, заведующий сектором газеты Вениамин Аронович Вельтман и другие. С 1936 по 1938 годы в ЕАО репрессиям подверглись более 7,5 тысяч человек. После репрессий 1937-1938 гг. ни один писатель или поэт не мог без разрешения Москвы печатать свои произведения. К началу 1939 года область находилась в тяжелейшем положении. [5, с.91]

И как итог - в 1940 году в Еврейской автономии работала бригада СНК РСФСР по проверке работы Облисполкома ЕАО, в докладной записке указывается «…основная задача, поставленная правительством при создании ЕАО о превращении ее в центр еврейской национальной по форме и социалистической по содержанию, по существу не выполнена».
И все же  после Великой Отечественной войны на улицах города Биробиджана, многих сел и поселков идиш звучит так же часто, как и русский. С полной отдачей работают несколько национальных школ, на родном языке творят еврейские литераторы. В 1945 году открывает двери областной краеведческий музей, в котором действует отдел национальной культуры. Начинает выходить интернациональный альманах «Биробиджан». Еврейская молодежь, получив образование за пределами области, возвращается назад, чтобы пополнить ряды здешней интеллигенции. Возобновляется в некоторых скромных формах религиозная деятельность верующей части евреев. В 1947 году в г. Биробиджане построена синагога. Даже образование государства Израиль в 1948 году на местную еврейскую диаспору биробиджанцев впечатления не произвело – у ее представителей прочно укоренился образ «своей земли» на Дальнем Востоке России. «Область должна стать центом еврейской культуры в Советском Союзе». Эти слова Александр Наумович Бахмутский (первый секретарь обкома ВКП (б) ЕАО с 1943 по 1949 гг.) повторял неоднократно, и для него это были не пустые фразы. В газете «Эникайт», которая распространялась по всей стране, за 1947 год Бахмутский предложил «начать подготовку по созданию в Биробиджане государственного университета и организовать политехническое образование на еврейском языке. Очень желательно, чтобы еврейская интеллигенция, работающая в ВУЗах, еврейские научные работники помогли бы нам осуществить это исключительно важное мероприятие». Это было смелое и радикальное предложение. Бахмутский понимал, что без национальных кадров Биробиджан никогда не станет центром еврейской культуры в стране. [5, с.174]

Творчески и плодотворно продолжают т трудится в ЕАО еврейские писатели Бузи Миллер и Рабинков, журналисты Фридман (редактор литературно-художественного альманаха «Биробиджан»), Пиркель. Из группы еврейских советских поэтов отмечали мастера слова И. Эмиота, его стихи любили биробиджанцы. [5, с.173]

С 1947 года начался период «холодной войны» во внешней политике и открылся новый «сезон охоты на ведьм» внутри страны. Началась мощная компания по уничтожению интеллигенции, жертвами которой стали деятели культуры, средств массовой информации и пропаганды еврейской национальности, которую назвали «борьбой с космополитизмом».
Прозвище «космополит» появилось в советской печати в 1948-1953 гг. Шовинистическая кампания против «низкопоклонства перед Западом», сигналом к которой послужило Постановление ЦК ВКП (б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград», переросла в гонения на видных советских ученых и деятелей искусства, чьи работы не отвечали политике установления «приоритета России» во всех областях науки и культуры и были «заражены влиянием Запада». [5, с. 174]

В начале 1949 года все еврейские учреждения ЕАО были ликвидированы, школы, радиостанция и театр закрыты, книжные издания на идиш из фондов библиотеки им. Шолом-Алейхема изъяты и уничтожены. Отдел «Еврейской культуры» музея был закрыт: «Профиль музея был все время краеведческим. До 1949 года в музее существовал ошибочно созданный отдел Еврейской культуры, который не соответствовал краеведческому профилю. В 1949 году этот отдел был окончательно ликвидирован». [2]

В июле того же года по так называемому «Биробиджанскому делу №68» были арестованы практически все еврейские литераторы области, включая главного редактора газеты «Биробиджан Штерн» Бузи Миллера, писателей Исроэла Эмиота, Гершл Рабинкова, Нохэма Фридмана, Любу Вассерман, переводчика Бера Слуцкого и других. В 1950 году арестован и осужден на 10 лет лагерей приехавший в 1947 году в Биробиджан известный еврейский поэт Иосиф Керлер. В одном письме из лагеря Любы Вассерман, адресованном Б. Миллеру есть строчки: «…поэтессой я уже не буду. Подрезали мои крылья, потушили пламя души…»
Репрессии 40-х гг. имели целью уничтожить в области всякого рода еврейскую активность. Под флагом борьбы с космополитизмом и еврейским буржуазным национализмом арестовывали и отправляли в лагеря (без суда и следствия) цвет национальной интеллигенции. Включенный в список «космополитов» Бергельсон, живший в то время в Москве, был расстрелян, как и многие другие мастера еврейской культуры, как и они, реабилитирован посмертно. Еврейское переселение в Биробиджан прекратилось. Разгром, учиненный сталинщиной, привел к печальному результату: книги на идиш в нашей области некому стало читать. Условия для развития еврейской национальной культуры и языка в ЕАО практически исчезли на долгие годы.

Некоторое оживление в еврейской культуре начинается в 1960-е годы. 
В это время на базе Биробиджанского Механического техникума создается ансамбль «Фрэйлэхс». Руководитель коллектива Л.С. Вишневецкий создал прекрасный коллектив, в котором занималось более 50 человек. Они исполняли танцы народов мира, и в 1966 г., впервые после негласного запрета на еврейскую культуру – искрометный «Фрэйлэхс». Восстанавливать национальную хореографию Леониду Семеновичу пришлось по крупицам. Ведь танец всегда живет в еврейской душе. Помогал новому коллективу Михаил Бенгельсдорф, артист ГОСЕТа, где танец был одним из главных сценических средств. Коллектив «Фрейлэхс» в 1970-е годы стал лауреатом Всесоюзного смотра самодеятельных коллективов, премии Ленинского комсомола.
В 1967 году в Биробиджане начинает работать еврейский народный театр. Организатором театра стал большой энтузиаст Михаил Абрамович Бенгельсдорф. В этом театре долгие годы исполняла роли одна из признанных актрис Хая Борисовна Эпштейн. Личный фонд Эпштейн хранится в Областном краеведческом музее. В 1971 году руководителем театра становится Берта Львовна Шильман.[2]

В 1964 году образован ансамбль скрипачей, в 1976 году ему присвоено звание народного ансамбля. За годы своего творчества ансамбль накопил огромный творческий потенциал, создал большой репертуар. Руководителем народного ансамбля скрипачей долгие годы был Семен Наумович Гройсман.
Создается литературное объединение, активными его участниками становятся Г. Рабинков, Л. Вассерман, Р. Шойхет, В. Соломатов, Л. Школьник, Б. Миллер. Члены литобъединения регулярно печатаются на страницах областных и краевых газет, в журналах «Дальний Восток», «Советиш Геймлад». Был издан альманах «Литературный Биробиджан».

В 1977 году заявил о себе КЕМТ – Камерный еврейский музыкальный театр. Главный режиссер КЕМТа, композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР Юрий Шерлинг в короткий срок создал уникальную труппу. Через 4 года после создания, КЕМТ гастролировал в ГДР, пользовался успехом у зрителей Москвы, Ташкента, Тбилиси, Баку, Вильнюса, Горького, Ростова-на-Дону и многих других городов. В его репертуаре были опера-мистерия о жизни дореволюционного местечка «Черная уздечка белой кобылице», современный философский балет «Последняя роль», опера «Тевье из Анатевки» по мотивам произведения Шолом-Алейхема «Тевье-молочник». Театр ставил и современные спектакли, такие как «Золотая свадьба», «Тум-Балалайка». Закрыт КЕМТ в 1995 г. [2]

Надо отметить, что стараниями отдельных личностей предпринимались попытки проведения отдельных мероприятий. Так, по инициативе Л. Школьника, работавшего редактором газеты «Биробиджанер Штерн», была проведена первая за многие годы еврейская свадьба с xyпой, но без настоящего раввина. Это был скорее демонстративный акт, но он всколыхнул национальные чувства евреев. [4, с140]

Значимым шагом в решении еврейского возрождения явился 1 съезд еврейских организаций и обществ СССР самых разных направлений (религиозных, культурных и т.д.), который прошел в декабре 1989 года. Делегатом от еврейского общества Автономии «Эйникайт» был Михаил Вайман. Общество «Эйникайт», созданное в апреле 1989 г. Борисом Рытенбергом, было первым культурно-просветительским еврейским обществом, которое поставило перед собой широкий круг вопросов, связанных с возрождением еврейской национальной культуры. Это общество положило начало многим интересным проектам: организации еврейского образования, проведение еврейских праздников, установление связей с различными обществами СНГ, Израиля, Америки, и других стран. Молодежная еврейская организация «Бейтар», «Хава», «Агада», «Мамэ-лошн», «Одикси» начинают работать в 1990-е гг. [3, с.9]
«Возрождающиеся еврейские организации были подобны платформе вокзала, на которую мы приводили евреев. Там у них просыпалось еврейское самосознание, и они немедленно садились в поезд или на самолет, которые отвозили их в Израиль»,- заметил Аркадий Монастырский, в то время заместитель председателя Киевского и республиканского ОЕК. Кроме того, большую роль в эмиграционных настроениях 1990-1991 гг. сыграл эффект неожиданной «потери родины»: интернациональная страна очевидно шла к развалу на отдельные национальные государства украинцев, грузин, эстонцев, узбеков. Все это заставило многих евреев серьезно задуматься о своей национально-государственной идентичности, способствовав «сионизации» сознания не только многих эмигрирующих, но и части остающихся, особенно молодежи. [10. с.190]

И большинство еврейских обществ, создаваемых в 90-е в ЕАО имели целью познакомить потенциальных репатриантов с законодательством, обычаями и культурой государства Израиль для дальнейшей адаптации жизни в новых условиях. Примечательно, что большинство лидеров, создавших в свое время общины, вскоре сами покидали пределы ЕАО и РФ. Так, в сентябре 1996 года была зарегистрирована религиозная иудейская община «Бейт Тшува». В 2001 году на должность раввина был назначен И. Шавульский, который через некоторое время уехал в Израиль.
Кардинальные изменения в решении еврейского возрождения произошли, когда на государственном уровне стали решать проблему еврейского образования. В БГПИ в 1990 году открылся новый факультет по изучению английского и идиш языков. В этом же году начал работать филиал Института национальных проблем образования, который возглавила Т.А. Файн. Институт разрабатывал учебники, методические пособия и спецлитературу для школ, где изучаются язык, культура и традиции еврейского народа. В Биробиджане появилась школа с изучением еврейского языка и традиции, детский сад с изучением еврейской культуры и традиции. Общине «Бейт Тшува» не удалось привлечь внимание и найти поддержку еврейской общественности Биробиджана, что послужило поводом к созданию в 1998 году еврейской религиозной общины «Фрейд», которая вошла в состав ФЕОР. Поддержка местных властей и активная деятельность Совета общины во главе с Л. Г. Тойтманом объединила евреев Биробиджана. [4, с.140]

В настоящее время при общине «Фрейд» действует Биробиджанский еврейский народный университет - единственный в своем роде на Дальнем Востоке, где изучают иврит, историю еврейской культуры, классические еврейские тексты. Общинная деятельность включает в себя и работу творческих коллективов: молодежный клуб «Хаверим», женский клуб, клуб бывших малолетних узников гетто и концлагерей, культурно-просветительское общество «Эйникайт». При общине создан детский ансамбль «Иланот», который исполняет еврейские песни на идиш и иврит.
Члены клубов проводят познавательные мероприятия, встречают шабат и отмечают еврейские праздники. В планах председателя Р. И. Ледера - продолжить активную благотворительную деятельность общины, а также совершенствовать ее работу в культурном, образовательном и других направлениях. [4, с. 141]

В 2004 году в Биробиджане была открыта синагога, построенная по всем канонам еврейской веры. В торжественном открытии принял участие главный раввин России Берл Лазар, который прикрепил на дверь нового здания мезузу – символ защиты и благополучия дома.
В Биробиджане уже четыре года транслируется еженедельная телепередача «Идишкайт», В которой активно участвуют р. М. Шайнер и рабанит Эстер. Задача этой программы - рассказать о еврейской жизни в городе и районах области и, конечно же, о традициях и культуре еврейского народа. [4, с. 141]
Танцевальный коллектив «Мазлтов» в этом году отметил свой 25-летний юбилей. «Мазлтов» - гордость ЕАО, яркая строчка в истории развития еврейской культуры. У истоков ансамбля стояла настоящий энтузиаст своего дела Ида Беленькая. Этим танцевальным коллективом было поставлено множество оригинальных еврейских танцев. В ансамбле на сегодняшний день занимаются 250 школьников. На сценах области идут постановки еврейского народного театра «Когелет».
Областной краеведческий музей на протяжении двух десятилетий экспонирует коллекцию иудаики, в которой есть уникальные предметы. Музей современного искусства собрал коллекцию картин «Ветхий завет глазами современных художников», единственную в нашей стране.

В 1989 году в области прошел первый фестиваль еврейской культуры. О том, что здесь прошел фестиваль, узнали не только в стране, но и за рубежом. И третий фестиваль стал уже международным: на него приехали артисты из Израиля, Америки и Германии. За последние два десятилетия фестивали еврейской культуры стали традиционными и устойчиво имеют международный статус.
Возникновение фестивального движения в ЕАО было показателем роста этнического самосознания евреев, активной поддержки региональными властями процесса возрождения национальных культур. Фестивали еврейской культуры стали визитной карточкой Биробиджана, который превратился в один из ведущих центров еврейской культуры на Дальнем Востоке и в стране.
Если говорить о развитии еврейской культуры на современном этапе, то можно сказать, что она переживает свое второе рождение. И возрождение еврейской культуры в Еврейской автономии можно рассматривать, как восстановление исторической справедливости. 

Список литературы.
1. Архив отдела истории ОКМ Биробиджана, д. 101
2. Архив отдела истории ОКМ Биробиджана, д. 105
3. Архив отдела истории ОКМ Биробиджана, д. 154
4. Бренер И. «Биробиджанская иудейская община». Евроазиатский Еврейский ежегодник 5768, 2007-2008 Москва «Паллада» 2008. /Иосиф Бренер стр. 140
5. Вайсерман Д. «Биробиджан: мечты и трагедия», Хабаровск, издательство «РИОТИП» 1999 г.
6. ГА ЕАО ф.1, о.1. д.1, л.15
7. ГА ЕАО ф.1, о.1, д.1, л. 10
8. Журавлева О.П. «История книжного дела в еврейской автономной области» Хабаровск 2008 г. 
9. Краткая еврейская энциклопедия, том 1, главные редакторы Ицхак Орен, Михаэль Занд. Иерусалим Издательство «Кетер» 1976 г. стр. 447
10. Ханин В. «Этноязыковая идентичность как фактор политических противоречий в украинском еврейском движении: историческое наследие и современность». Вестник еврейского университета №7 Москва 2002 г, Иерусалим 5762 г. стр. 190

Скворцова С.И. - зав. отделом истории   Областного  краеведческого музея 
г. Биробиджан.

Яндекс.Метрика