Партнеры проекта


Об истории картин
Изобразительное искусство в Еврейской автономной области
Статья заместителя директора  Музея современного искусства ЕАО Гладкой Елены Дмитриевны об истории и состоянии изобразительного искусства в области

Первым художником, жившим на территории нынешней области по праву можно считать Густава Ивановича Радде. Известный натуралист, зоолог, путешественник, этнограф, он оставил потомкам не только огромный научный материал, но и рисунки, ныне хранящиеся в музее села, названного его именем.

В начале 30-х годов 20 века на территории области, очень недолго, работали московские художники И. Зисман, М. Горшман, Л.Зевин, Б.Розенблит, М.Щтейнер и А.Львов, приехавшие в область практически одновременно с первыми переселенцами. Результаты труда этого творческого десанта – пейзажные зарисовки, индустриальные мотивы и сценки из жизни поселенцев - были представлены на выставке «Еврейская автономная область и еврейские национальные районы в живописи и графике», открывшейся в феврале 1936 года в Москве.  Жюри, в состав которого вошли известные советские художники К.Юон, А.Тышлер и Н. Альтман оценило эту экспозицию как интересное и самобытное явление.

Своеобразной  «точкой отсчета» развития изобразительного искусства на территории еврейской автономии  стало открытие в 1947 году художественно-графического отделения при Биробиджанском педагогическом училище.  В течение  более чем 15 лет это учебное заведение было единственной «кузницей творческих кадров» не только в ЕАО, но и во всем Хабаровском крае. В качестве преподавателей художественных дисциплин были приглашены художники из других городов России, преимущественно – члены Союза художников ССРСР. В разные годы в стенах училища преподавали известные художники, выпускники ведущих художественных институтов страны - Евгений Вольгушев, Михаил Чичкань, Константин Блиох, Юрий Шальнов и другие. Совсем недолго преподавал в училище и ученик Сарьяна Валерий Гегомян. 

Студенты и преподаватели училища выезжали на пленэры в села автономии,  участвовали в городских художественных выставках. Однако в целом творческая активность преподавателей и студентов училища была невысокой.  В отчетном докладе председателя правления Хабаровского отделения  Союза художников СССР И. А. Горбунова о работе организации с 1955 по 1957 год есть фраза: «в Биробиджане в настоящее время  собирается большой коллектив выпускников потемкинского института, но творческий огонек там еле теплится, исключением является т. Блиох, и правление принимает все меры для поддержания его творчества…».

Но, все же, из стен училища вышло много замечательных живописцев и графиков, впоследствии приобретших известность не только в Еврейской автономной области и Хабаровском крае, но и далеко за пределами региона.   Среди них биробиджанцы  Дмитрий  Алексейцев, Владимир  Мизгальский, Валентин  Коровин, Юрий Бондарев, Александр Шуриц, хабаровчане Герман Палкин и Александр Кобылкин, комсомольчане  Ида Верещагина и Виктор Лановенко, художник из Владивостока Владлен Камовский, заслуженный художник России камчадал Виталий Шохин. Сегодня работы этих художников хранятся во многих художественных музеях России. 

В 1952 году при Биробиджанском Доме пионеров и школьников открылась изостудия, которую возглавил Дмитрий Григорьевич Алексейцев. Будучи сам прекрасным мастером офорта, он смог обучить этой сложнейшей графической  технике и детей, хотя «традиционное мнение» гласило, что детям этот вид творчества недоступен. Начиная  с 1965 года, юные художники из Биробиджана ежегодно принимали участие не только в городских и областных, но и во всесоюзных, международных и зарубежных выставках детского художественного творчества, где их работы  часто были отмечены грамотами и дипломами. 

Открытие изостудии, ныне носящей имя Алексейцева - первого среди художников «Заслуженного работника культуры»- дало мощный толчок развитию на территории автономии детского художественного творчества. Но, что касается взрослых художников, то здесь в течение долгого времени ситуация складывалась по иному. 
Хотя в Биробиджане и существовали художественно-производственные мастерские, как филиал хабаровского отделения  художественного фонда РСФСР,  основным направлением их деятельности были оформительские работы, а не  создание станковых произведений изобразительного искусства. Но, все же, мастерские давали работу (и заработок) профессиональным художникам. А наличие помещения (располагались мастерские недалеко от ТЭЦ в двухэтажном деревянном доме) создавало условия для занятий живописью и графикой в свободное от выполнения государственных заказов время.  

Первым  биробиджанцем, ставшим членом  хабаровского отделения Союза художников  РСФСР был Александр Смелов. Постоянный участник краевых и зональных выставок, он не раз награждался грамотами и дипломами, в том числе за серию графических листов «Хабаровск» и за работы, выполненные во время творческой командировки в Маньчжурии.   В разные годы на территории ЕАО  жили и работали Владимир Ческидов,  Владимир Хвостенко (чьи акварели до сих пор украшают многие общественные здания города), Григорий Штанько. Были и другие художники, живущие и работающие в нашей области.  Некоторые из них становились  известными далеко за пределами области. Например, картины Д. Алексейцева и В. Мизгальского печатались во всесоюзном журнале « Искусство». Имена Алексейцева, Мизгальского, Смелова, Штанько упомянуты (среди многих, в большинстве своем неизвестных сегодняшним искусствоведам имен) в третьем томе краткой художественной энциклопедии «Искусство стран и народов мира», вышедшем в 1971 году в издательстве «Советская энциклопедия». Но все это были единичные случаи. Тем более что в большинстве своем деятельность художников была более связана с Хабаровском, в котором существовало отделение Союза художников РСФСР, проводились региональные выставки, участие в которых значительно поднимало профессиональный престиж художника, нежели с Биробиджаном.  

В 1973 году в Биробиджане открылась Детская художественная школа. Ее первым директором стал Сергей Рыбкин, а одним из первых преподавателей Василий  Злакотин. Несколько позже  в школу пришли Людмила  Коровина, Людмила Ворожейкина, Виктор Немченко, Григорий Штаньков. Многие преподаватели не только обучали детей (из которых впоследствии многие  стали художниками), но и сами занимались творчеством, принимая участие в городских, краевых и региональных выставках. 
В 80-х годах в Биробиджане был создан «Клуб любителей изобразительного искусства», первым председателем которого стал Б. Косвинцев. Среди членов клуба были художники С. Бобылев, С.Буньков, В.Южанин, В. Хвостенко, М. Руссова, В. Горячев, архитектор А. Гольберг.  Первоначально клуб располагался в помещении Детской художественной школы, где работали некоторые из его членов. Позже, при содействии председателя горисполкома А. Унтевского Клубу было выделено помещение ( приведенное в порядок силами самих художников) в двухэтажном деревянном доме по улице Октябрьской. Помимо обсуждения проблем изобразительного искусства в целом и творчества друг друга, члены клуба устраивали выставки, проводили акции, в том числе благотворительные. Во время землетрясения в Армении художники устроили выставку-продажу, средства от которой были направлены в фонд пострадавших. Во время другой акции картины членов Клуба были подарены городским детдомам. 

Позже Клуб разделился на художников – приверженцев реалистичного направления в искусстве и авангардно настроенную молодежь. Причем разделился в буквальном смысле: на дверь одной из комнат был повешен замок.  С этой «акции» в 1988 году началась история «Цеха пролетарского авангарда», всколыхнувшего жизнь провинциального Биробиджана. Жизнь Цеха была очень насыщенной: и выпуск газеты «Труба», и «Окна РОСТА» на злободневные тогда перестроечные темы (правда отвергнутые самыми большими окнами города – торговыми и выставляемые только в окнах самого Цеха), и 4 акции с разрисованными автобусами, рисованием портретов всех желающих, выступлениями мимов  и публичным чтением футуристических стихов.  Художники – авангардисты Сергей Буньков, Игорь Фефелов, Олег Гайдуков и их единомышленники выходили на улицы, претворяя в жизнь собственный лозунг: «Искусство должно принадлежать народу». 
Акции сделали художников популярными в молодежной среде, а выполненный авангардистами ледовый городок 1989 года, сделал их известными всему городу. Криво развешенные лозунги типа «Смерть бюрократу» и «Футуризм на улицы», залитые водой ветки деревьев, воткнутые в горки, отсутствие привычных новогодних сюжетов в росписях – все это вызвало шок у горожан. 
Но, несмотря на некоторую «скандальность» акций, Цех пролетарского авангарда был, все же, просто клубом, куда мог прийти любой желающий, готовящим потенциальных зрителей к восприятию авангардного искусства. 

Позже Цеху было выделено дополнительное помещение на втором этаже того же дома. И какое-то время Цех пролетарского авангарда и Клуб любителей изобразительного искусства существовали параллельно. 

Уже к середине 80-х годов в городе было достаточное количество активно работающих художников. Но у них не было постоянной выставочной площадки, необходимость создания которой стала для многих очевидной. В это время своеобразным девизом художественной общественности города стала фраза из романа Даниила Гранина «Картина»: « Только тот населенный пункт может называться городом, где есть художественный музей».

28 сентября 1988 года решением исполнительного комитета Биробиджанского городского Совета народных депутатов Еврейской автономной области за № 325 было принято решение «об открытии в г. Биробиджане филиала Дальневосточного художественного музея». И, 22 апреля 1989 года, Музей современного искусства ЕАО распахнул свои двери для зрителей и художников города и области.

Разумеется, и до открытия художественного музея на территории области организовывались выставки изобразительного искусства.  В 1940 году Дальневосточным художественным музеем была организована выставка, состоявшая из произведений западных художников,  и краевых графиков и живописцев. Выставка побывала не только в Биробиджане, где экспонировалась в здании музыкальной школы, но и в Облучье и Смидовичах.  В 60-70 годы были и другие передвижные выставки, показывающие работы художников Хабаровского края. Выставки биробиджанских художников проходили в помещениях Областной научной библиотеки, краеведческого музея, Городского дворца культуры. В 1984 году в честь 50-ти летия Еврейской автономии в Городском Дворце культуры открылась экспозиция «Расцветай, край дальневосточный» в которой, помимо  областных и хабаровских художников, участвовала, как и в 30-е годы, большая группа художников из Москвы. В 1985 году состоялась художественная выставка «Ради жизни на земле», посвященная 40-летию Победы, в 1987 году – областная художественная выставка, посвященная 70-ти летию Великого Октября. 

Но, как видно из дат, организация и проведение выставок в Биробиджане, в которых могли принять участие художники автономии, было все-таки делом эпизодическим. Пробиться же на краевые и, тем более, зональные выставки сквозь сито выставкомов мог далеко не каждый автор. С открытием  Музея современного искусства ЕАО художественная жизнь области вышла на новый уровень. Резко увеличилось количество выставок и участвующих в них художников. Творчество областных авторов стало активно освещаться в СМИ. Сегодня имена Валентина Коровина, Валерия Логункова, Владислава Цапа, Бориса Косвинцева, Розы Строковой, Валентина Горячева и многих других хорошо известны любителям изобразительного искусства. 
На сегодняшний день на территории области живут и творчески работают более 30 живописцев и графиков. Из них - 13 членов Союза художников. И этот факт позволил создать в 2005 году в Еврейской автономной области  отделение Всероссийской творческой общественной организации « Союз художников России».

Литература:
1. Сборник документов Государственного архива Хабаровского края «Мастера кисти и резца» (Издательский дом «Частная коллекция» 2007 год)
2. В.Г. Старикова «Художники Приамурья» ( Хабаровск. 1968 год)
3. Материалы ОГКУК «Музей современного искусства ЕАО»
Иллюстрации:
1.Б. Розенблит «Портрет переселенца» 1935 год. Из фондов ОГКУК «Областной краеведческий музей. 
2. Дмитрий Григорьевич Алексейцев.
3. Д. Г. Алексейцев «Дыхание весны». Из фондов ОГКУК «Музей современного искусства ЕАО»
4. Ю.А. Бондарев «Художники к празднику Победы»  Из фондов ОГКУК «Музей современного искусства ЕАО». Изображены Д.Г. Алексейцев, Н. Брачук и Ю. Бондарев на фоне здания художественно-прроизводственных мастерских.
5. А. Смелов «Кинотеатр «Биробиджан» Из фондов ОГКУК «Областной краеведческий музей. 
6. Г. Штанько «Окраина Биробиджана» Из фондов ОГКУК «Музей современного искусства ЕАО»
7. В.А. Мизгальский и В.А. Цап (слева) на выставке. 
8. В.А. Мизгальский « Чайки» Из фондов ОГКУК «Музей современного искусства ЕАО»
9. Сергей Николаевич Рыбкин
10. С.Н. Рыбкин «У реки» Из фондов ОГКУК «Музей современного искусства ЕАО»
11. В.Н. Горячев «Переезд авангардизма из социализма в демократию» Из фондов ОГКУК «Музей современного искусства ЕАО» (Изображены участники одной из акций «Цеха пролетарского авангарда» (со спины – С. Буньков))
12. В.Н. Горячев «Импровизация при зимнем солнцестоянии» Из фондов ОГКУК «Музей современного искусства ЕАО» ( ледовый городок, выполненный участниками Цеха)
13. Одна из первых выставок в Городском дворце культуры. На снимке С.Н. Рыбкин и С.Е. Бобылев (со спины)
14. Б.Ю. Косвинцев (слева) и В.Н. Горячев на одной из первых выставок в  ГДК ( в нынешнем помещении цирковой студии) . 
15. Одна из первых  выставок в Музее современного искусства ЕАО. 

2.jpg
В.А. Мизгальский « Чайки» Из фондов ОГКУК «Музей современного искусства ЕАО»
3.JPG
Дмитрий Григорьевич Алексейцев
4.JPG
ВНГОРЯ
5.jpg
6.jpg
С.Н. Рыбкин «У реки» Из фондов ОГКУК «Музей современного искусства ЕАО»
7.jpg
Д. Г. Алексейцев «Дыхание весны». Из фондов ОГКУК «Музей современного искусства ЕАО»
8.jpg
Г. Штанько «Окраина Биробиджана» Из фондов ОГКУК «Музей современного искусства ЕАО»
9.jpg
А. Смелов «Кинотеатр «Биробиджан» Из фондов ОГКУК «Областной краеведческий музей
10.jpg
В.А. Мизгальский и В.А. Цап (слева) на выставке
11.jpg
Одна из первых выставок в Городском дворце культуры.
На снимке С.Н. Рыбкин и С.Е. Бобылев (со спины)
12.jpg
Б.Ю. Косвинцев (слева) и В.Н. Горячев на одной из первых выставок в  ГДК
( в нынешнем помещении цирковой студии)
13.jpg
Одна из первых  выставок в Музее современного искусства ЕАО
14.JPG
Б. Розенблит «Портрет переселенца» 1935 год. Из фондов ОГКУК
Областной краеведческий музей

Яндекс.Метрика